Колдовство в глубокой древностиСнова
обращаясь к библейскому тексту (а куда еще обращаться в первую
очередь?), уже во второй книге Ветхого Завета «Исход» мы встречаемся с
абсолютно конкретными упоминаниями колдовских действий. Дело было так. Моисей и Аарон,
надеюсь, не надо объяснять, кто это такие, стремились вывести свой
народ из Египта, где евреи были практически на положении рабов. Фараон
египетский, со своей стороны, был не склонен просто так расставаться с
дешевой рабочей силой и всячески противился этому. По слову Божьему,
дабы показать с кем, на самом деле, правитель имеет дело, Аарон бросил
на землю перед фараоном свой жезл и тот превратился в змея. Разумеется,
колдовства здесь никакого не было. Господь в змея может превратить хоть
холодильник. А вот дальше, уже интересней: «И призвал фараон мудрецов и
чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами. Каждый из
них бросил свой жезл, и они сделались змеями» /Исход,
...
Читать дальше »
|
Теперь немного отвлечемся от средневековых реалий и документов и обратим
внимание непосредственно на предмет разговора. Дело в том, что Ваш
покорный слуга немного увлекся исторической подоплекой и совершенно
забыл дать определение самому понятию.Итак… (опять это «итак»… что делать, слово-паразит) что же такое колдовство? Колдовство
(ведовство, чародейство, чернокнижие, магия, ворожба) – это конкретные
действия, выполняемые человеком, который при помощи определенных знаний и
навыков может влиять на ход естественных процессов. Не совсем понятно? Объясню на примере. Допустим,
некий оболтус Вася (совершенно гипотетический персонаж) до дрожи в
коленках втрескался в (разумеется, тоже гипотетическую) Машу. Девушке он
был совсем не по душе (нахал, бабник, без образования и серьезных
планов на будущее). Ситуация вполне естественная, если не сказать
заурядная. Однако через некоторое время Маша внезапно почувствовала
необъяснимую тягу к упомянутому В
...
Читать дальше »
|
Рассматривая такое явление, как наведение порчи, в предыдущей статье мы
немного поговорили о колдовском воздействии на урожай и домашних
животных. Обвинений в чародействе такого рода было очень много, но самые
серьезные ведьмовские процессы средневековья, разумеется, касались
вреда, причиненного непосредственно людям. И если в случае с ведьмами из
Северного Бервика можно говорить как о сверхъестественном вызывании
шторма, так и о покушении на жизнь короля, то в большинстве других
случаев вред наносился без привлечения в качестве орудия природных
стихий.В
«Молоте ведьм» можно найти несколько таких историй. Одна из них,
наверное, самая типичная, рассказывает о сельском священнике отце
Гесслине из Базельской епархии. Он служил в некой деревне Обервейлер,
расположенной на берегу Рейна. Этот Гесслин совершенно не верил в ведьм и
считал, что колдовство существует только в человеческом воображении. И
вот однажды, когда он куда-то торопился, у входа на мост ему
повстречалась одн
...
Читать дальше »
|
Честно говоря, сначала я сомневался, стоит ли вообще подробно разбирать
шабаш ведьм, ибо на эту тему столько написано и сказано, что попытка
добавить что-то еще выглядела бы несколько неуклюжей. Но потом все-таки
решил сделать отдельную статью, дабы историческая картина была наиболее
полной. Итак (тьфу, ты!... ну, вы меня поняли), примерно с середины XIV века
(ок. 1335 г.) встречаются первые документальные упоминания о шабаше, как
о непременном событии в жизни ведьм. Немного раньше известный богослов и
теолог, святой католической церкви Фома Аквинский (1226-1274)
опровергает положения «Епископского канона» (см. статью «Колдовство в
средник века»). Он пишет о реальности полетов ведьм, оборотничества и
договора с дьяволом («Сумма теологии»). 13 июня 1233 года папа Григорий
IX издает буллу «Голос в Риме», где описываются обряды некой колдовской
секты, которые позднее стали именовать шабашем, 5 декабря 1484 года
появляется знаменитая булла папы Иннокентия VIII, посвящ
...
Читать дальше »
|
Надо сказать, что об инквизиции рассказывать достаточно сложно. И дело
не в том, что многие архивные данные Ватикана были утеряны во время
второй мировой войны, или в недостаточности научных (и не очень) работ
на эту тему. В первую очередь, дело в давно сложившемся стереотипе. А
ломка стереотипов, знаете ли… Но начнем, пожалуй. Преследование еретиковКак
известно, историки тоже люди (ух, ты! – автор открыл нам глаза!). М-м-м
да. Так вот. Как и все люди, некоторые из них очень любят навешивать
ярлыки. На самом деле, в бытовом приклеивании ярлыков ничего такого нет.
Так просто удобней жить. В глазах человека или группы людей общество
привычно делится на разных «психов», «подонков», «хороших людей» и
«прочий сброд». Часто (хи-хи, да почти всегда) виденье и оценка
окружающего мира находится в сильной зависимости от социального
положения самого оценивающего или группы таковых, его(их) амбиций,
реализованных или не реализованных желаний, самосознания и об
...
Читать дальше »
| |