Надо сказать, что об инквизиции рассказывать достаточно сложно. И дело
не в том, что многие архивные данные Ватикана были утеряны во время
второй мировой войны, или в недостаточности научных (и не очень) работ
на эту тему. В первую очередь, дело в давно сложившемся стереотипе. А
ломка стереотипов, знаете ли… Но начнем, пожалуй.
Преследование еретиковКак
известно, историки тоже люди (ух, ты! – автор открыл нам глаза!). М-м-м
да. Так вот. Как и все люди, некоторые из них очень любят навешивать
ярлыки. На самом деле, в бытовом приклеивании ярлыков ничего такого нет.
Так просто удобней жить. В глазах человека или группы людей общество
привычно делится на разных «психов», «подонков», «хороших людей» и
«прочий сброд». Часто (хи-хи, да почти всегда) виденье и оценка
окружающего мира находится в сильной зависимости от социального
положения самого оценивающего или группы таковых, его(их) амбиций,
реализованных или не реализованных желаний, самосознания и обычно не
удовлетворенного чувства собственной значимости. Стоит отметить, что
далеко не всегда ярлыки приклеивают с бухты-барахты. Многие
«общественные клейма» весьма справедливы. Ну, например, все знают, что
Борька (разумеется, совершенно гипотетический персонаж) – урод и пьяница
(урод, потому что так и не отдал тыщу, которую занял до получки), а
Клавка – дура (ибо не только живет с этим уродом, но и денег ему на
бутылку дает, а он ее бьет смертным боем, а она терпит, а он ее снова
лупит, а она опять прощает, а он… И далее по сценарию). Но чаще
всего происходит все с точностью до наоборот. Человек получает клеймо не
только совершенно незаслуженно, но иногда даже не догадываясь об этом. Великий
русский композитор Петр Ильич Чайковский, наверное, был бы в шоке,
узнав, что «благодарные» потомки повесили на него ярлык гомосексуалиста.
И не только повесили, но и придали этому степень общеизвестного
исторического факта. Активность в этом вопросе самих геев понять можно.
Для поднятия собственного авторитета, очень удобно объявить педерастом
кого-нибудь из великих. Но остальные-то… На самом деле, вся
«голубизна» Чайковского строится на россказнях музыковеда, некой мадам
А. Орловой, эмигрировавшей на Запад годах в 80-х. А источниками для
подобных сплетен ей служили разные слухи уровня «одна баба сказала».
Кстати, впервые о «такой» ориентации композитора советским людям в тех
же 80-х любезно поведала не кто-нибудь, а радиостанция «Голос Америки».
Выводы можно не делать. Они напрашиваются сами.
Но я отвлекся. Если
люди склонны клеймить отдельных личностей (чаще всего своих же
знакомых), то некоторые историки замахиваются на большее. Они навешивают
ярлыки на события и даже на целые эпохи. Спросите себя, какие
ассоциации возникнут у большинства при слове «инквизиция»? Вам сразу
назовут: тюрьмы, пытки, костры (кто что-то читал, вспомнит умное слово
«аутодафе») и прочие ужасы. Некоторые даже употребят эпитет «эпоха
костров», заботливо приклеенный разными историками к средневековью и
расскажут о сотнях тысяч невинно осужденных. Правда, с конкретикой у
этих господ будет, мягко говоря, хреновато, но это же не главное, верно?
Главное, что говорить станут с такой убежденностью, что любо-дорого
посмотреть! Правы они будут? Вежливо скажем, - отчасти.
Сегодня
инквизицию вспоминают в основном в связи с преследованиями ведьм и
колдунов. Но на самом деле создавалась она вовсе не для этого. После
раскола 1054 года и окончательного разделения христианской церкви на
западную (католическую) и восточную (православную) папский престол
постоянно беспокоил рост всевозможных ересей, а совсем не колдовство.
Немногим позже, в 1140 году был возведен в ранг закона «Епископский
канон» (полный текст см. в статье «Колдовство в средние века»), который
вообще отрицал реальность какого-либо чародейства. И почти в тоже время
появляются первые очертания организации под названием Inquisitio
Haereticae Pravitatis Sanctum Officium (Святой отдел расследований
еретической греховности – лат.). Неверно было бы думать, что
инквизиция появилась в одночасье по прихоти кого-нибудь из понтификов.
Еще в первые века существования христианства в обязанность дьяконам
вменялось разыскивать и исправлять заблудших в вере или приводить
таковых на суд епископа, который мог отлучить от церкви (самое суровое
наказание в те времена). Но уже в 313 году римский император Константин
Великий (272-337 гг.) издает указ о конфискации имущества донатистов (от
еп. Доната, еретическое движение в римской Сев. Африке, IV-V вв.). А о
смертной казни для еретиков впервые упомянул в 382 году другой правитель
Рима Феодосий Великий (347-395 гг.). В 385 году такая казнь была
приведена в исполнение в городе Триер (Германия) над присцилианами
(гностическая секта). В Х и XI веках епископальными судами все чаще к
еретикам применялись уголовные наказания. Среди которых было и сожжение
на костре. В привычном для нас значении слово «инквизиция» (от лат.,
- исследовать) впервые было употреблено только в XII веке, а именно на
Турском соборе в 1163 году, а в 1229 году уже на другом соборе,
Тулузском, апостольский легат (то есть непосредственный представитель
папы) «mandavit inquisitionem fieri contra haereticos suspectes de
haeretica pravitate» (повелел сделать исследование лиц, подозреваемых в
еретической порочности – лат.). Сложно с большой долей определенности
назвать дату образования инквизиции. Фактически она была создана в
период с 1215 по 1232 год.
Если на Руси в те времена появлялись
какие-нибудь еретические доктрины, то обычно их проповедники вместе с
немногочисленными последователями со всей тщательностью ныкались по
лесам да болотам. Ибо понимали – минимум не одобрят. Причем не одобрят
не только власти. После очередного хождения в народ носителя «нового
знания» нередко приходилось серьезно подлечивать, а то и вовсе хоронить.
И, разумеется, не потому, что просторы нашей необъятной Родины были
населены сплошь стукачами царя и патриарха. Таковые, конечно, тоже
находились и в немаленьком количестве. Но в основном активное неприятие
еретических догм проявляли простые люди. Как бы сейчас сказали,
ретрограды и консерваторы. Правда, как-то так исторически сложилось, что
именно эти совсем «не передовые» граждане являлись созидателями, а в
малопочетной роли разрушителей (сегодня говорят «реформаторов»)
выступали всякие демократы, да революционеры. Вобщем, как-то не
приживались у нас еретики, да и Церковь пользовалась серьезным
авторитетом. В вечно либеральной и продвинутой Европе все происходило с
точностью до наоборот. Разными учениями, извращающими и коверкающими
официальные церковные догматы, были охвачены целые города и области.
В
наше время большинство государств проводят исключительно светскую
политику. Почти везде Церковь не обладает ни серьезной властью, ни
правом голоса. В средние века церковная (христианская) идеология была то
же, что государственная, а ее отрицание или искажение приравнивалось к
политическим преступлениям. Что представлялось вполне логичным. Король, а
позднее император, благословлялся на царствование церковью в лице папы,
действующего от имени Бога. И если кто-нибудь утверждал, что церковь не
обладает той полнотой власти и истины, на которую она претендует, то
этот человек автоматически объявлял нелегитимными всех благословленных
ею монархов. А это, знаете ли, попахивает не только какими-то духовными
нестроениями, но и государственной изменой. Понятно, что если бы в
ереси было заподозрено 10-20 человек, то и фиг ты с ними. Пусть
развлекаются. Но когда появляются несколько тысяч инакомыслящих, то
может забеспокоиться даже самый толерантный император. Орден ДоминиканцевВ
1214 году был создан монашеский орден Доминиканцев (последователей св.
Доминика), в основные обязанности которого входили проповеди в областях,
охваченных духовными смутами. Надо сказать, что альбигойцы и катары
(представители самых массовых еретических течений) были вовсе не
религиозными мечтателями. Они организовывались в достаточно воинственные
группы, совершали уголовные преступления против представителей
католического духовенства, а некоторые вообще призывали к всеобщему
восстанию против власти. Здесь надо отдать должное мужеству
доминиканцев, проповедовавших в центрах распространения ересей. На такое
не каждый отважится. По этому в орден принимали не просто верующих
католиков, но людей наделенных даром убеждения, творческих и достаточно
бесстрашных. И по этому же функции инквизиции были переданы именно
ордену св. Доминика (ранее инквизиторами были францисканцы). Известно,
что в 1244 году в охваченной еретическими волнениями Флоренции к
разбушевавшейся толпе вышел один из первых инквизиторов-доминиканцев
Петр Веронский. Его речь настолько сильно подействовала на людей, что
те, кто недавно был готов растерзать проповедника, стали его
последователями. И все-таки в 1251 году по пути в Рим Петр был убит. Во
многих современных исследованиях инквизиторов рисуют, как взбалмошных
мракобесов, которые гонялись по Европе за безобидными катарами,
вальденсами, лионскими бедняками, штедингерами, патаренами и др. Но
статистика (дама непререкаемая до капризности) говорит, что следователям
вовсе не мерещилась опасность. Вот лишь несколько примеров: - в 1235 г. в Каталонии, в г. Ургеле был убит первый местный инквизитор, доминиканец Петр; - в 1242 г. новый каталонский инквизитор Понс д'Эспира был отравлен еретиками; - во второй половине 1230-х годов в Лангедоке убиты три инквизитора; -
27 мая 1242 г. в замке Сен-Папуль, во Франции, убиты 9 доминиканских
монахов, направлявшихся в Авиньон для организации там инквизиционного
трибунала. Помимо монахов были убиты и 2 их слуг. Смертельно раненому
инквизитору Арнальди убийцы отрезали язык; - в 1251 г. в Кремоне убит инквизитор Фра Роландо; - в 1251 г. по дороге в Рим убит Петр Веронский; - в 1251 г. в Милане убит инквизитор Петр д'Аркантъяго; - в том же году в городке Вальтелина убит инквизитор Фра Пагано да Лекко и его спутники; -
15 сентября 1485 г. руководитель инквизиционного трибунала Арагона
Педро Арбуэс д'Эпила убит в митрополичьей церкви во время молитвы; -
в 1534 г. возле Бадахоса убит один из важнейших агентов инквизиции,
имевший право личного доклада королю, Энрико Нунес, еврей по
национальности.
Еще можно добавить, что в некоторые города,
находившиеся под властью еретиков, был запрещен вход монахам и
священникам. А за совершение католического богослужения карали смертью.
Некоторые
могут подумать, что инквизиторов уничтожали, чтобы избежать костра, но
это далеко не так. Во-первых, сами следователи не только никого не
сжигали, но и не могли приговорить к сожжению. Это была исключительно
прерогатива светских судей. Во-вторых, любой из обвиняемых еретиков,
если он не совершил никакого уголовного преступления, мог принести
публичное покаяние и тем самым избежать наказания. Кстати, многие так и
делали. Причем, отдадим должное Церкви, частенько она терпеливо ждала,
когда «заблудшее чадо» соизволит признать, что было заблудшим. С
язычником, чернокнижником, гностиком, материалистом и еще черт знает кем
Джордано Бруно аж восемь(!) лет маялись. В итоге сожгли. Утомил ибо.
Теперь скажем несколько слов о казнях.Первое,
что хотелось бы отметить: аутодафе – это НЕ сожжение на костре, как
думают многие. Само название произошло от лат. actus fidei (акт веры) и
означало церковный суд. Все инквизиторские трибуналы (как и во все
времена, любое следствие) проходили за закрытыми дверями. Но аутодафе
было исключительно публичным действием. На площадь, при большом
скоплении народа и знати, выводили осужденных в определенной одежде
(сабенито) и зачитывали приговоры, начиная от самых легких и заканчивая
самыми суровыми. За преступления налагались епитимьи, штрафы,
приговаривали к стоянию у позорного столба, ссылкам или тюремному
заключению. Самого сожжения на аутодафе не было, и быть не могло. «Особо
отличившихся» и упорствующих еретиков отлучали от церкви и передавали
светским властям, а они уже в свою очередь выносили (или не выносили)
смертный приговор. На самом деле, преступников сжигали вовсе не потому,
что какие-то конкретные судьи были особенно жестоки. Просто за ересь или
колдовство (которое было приравнено к ереси) такая казнь полагалась по
закону. Можно вспомнить хотя бы знаменитую «Каролину» (Уголовно-судебное
уложение императора Карла V, 1532 г.): «CIX. Если кто-либо
путем колдовства причинит людям вред или ущерб, то он должен быть
подвергнут смертной казни, и сия казнь должна быть произведена путем
сожжения. Если же кто-либо занимается колдовством, но не причинил этим
никому вреда, то он должен быть соответственно обстоятельствам дела
наказан иначе». Почему же именно сожжение? Здесь все несложно. Во-первых,
это традиция. Еще римский император-язычник Диоклетиан повелевал
сжигать манихеев (последователей перса Мани (216-273 гг.), основателя
одной из первых гностических сект). Во-вторых, казнь должна была не
только показательной, но и устрашающей. У осужденных аристократов,
кстати, была привилегия: их сначала душили, а уже потом сжигали.
В-третьих, такая казнь не давала распространиться слухам о якобы
воскресшем еретике (колдуне) и успокаивала народ. Вспомним, - многие
верили, что после смерти ведьма или колдун могли явиться в качестве
вампира. Ну и, в-четвертых, сожжение гарантировало отсутствие могилы
еретика, которая могла бы стать местом поклонения его приверженцев. В
этом же ключе был издан еще один интересный указ. После осуждения не
только конфисковывали имущество, но и срывали до основания дом
отступника, дабы он не послужил местом для собраний. По поводу
страха перед якобы «неминуемой» казнью за ересь можно привести еще один
интересный факт. В тогдашней Европе уголовных преступников и тех, кто
был арестован инквизицией, содержали отдельно. Так вот. Условия в
светских тюрьмах были несравненно хуже, чем в церковных. И фиксировалось
немало случаев, когда подозреваемый в обычном преступлении сам возводил
на себя обвинение в колдовстве или ереси, дабы его перевели в
инквизиционный застенок. Как вы думаете, поступал бы так кто-нибудь,
если был бы уверен, что за такой самооговор его обязательно предадут
мучительной смерти на костре?
Подробно рассказывать про пытки,
применявшиеся к подозреваемым, мне не представляется ни интересным, ни
разумным. Здесь можно выделить только два основных момента: Просто
так за здорово живешь, никого не пытали. Для этого нужны были достаточно
серьезные основания и свидетельские показания. Более того, нередко для
назначения пытки испрашивалось разрешение епископа, которое давалось
далеко не всегда. И второе. На протяжении всей истории
государственные спецслужбы в процессе дознания применяли и применяют
пытки. И в наши дни подобная информация иногда появляется в прессе. Мы
не будем расставлять нравственные акценты, ибо дело это сугубо
неблагодарное. Одно можно сказать точно: инквизиторы в технику допросов
ничего нового (более или менее жестокого) не привнесли.
|